«Из истории храмов Курской области»
Тематический вечер
    17 ноября 2016 г. в Курской областной научной библиотеке им. Н. Н. Асеева состоялся тематический вечер «Из истории храмов Курской области» в рамках проекта Лекторий «ЧАС ИСТОРИИ». В Курской областной библиотеке им. Н. Н. Асеева на протяжении трех лет проходит цикл историко-краеведческих мероприятий в рамках проекта Лекторий «Час истории», организованного совместно с Историко-архивной комиссией Курской епархии (ИАК) и Курским Свято-Троицким женским монастырем.
    Второе мероприятие 2016 года было посвящено храмам Курской области. В 2008 – 2014 гг. были изданы три тома сборника архивных материалов «Из истории храмов Курской епархии» под редакцией В. Л. Богданова, Н. А. Елагиной.
    Во встрече приняли участие: иерей Владимир Русин, председатель ИАК; составители сборника: Ласочко Людмила Сергеевна, зам. начальника отдела использования и публикации документов ОКУ «Госархив Курской области» и Потаскаева Татьяна Николаевна, научный сотрудник отдела использования и публикации документов ОКУ «Госархив Курской области».
    Основываясь на архивных материалах из фондов Государственного архива Курской области (ГАКО), составители проследили в сборнике исторические вехи существования храмов с момента их возникновения до настоящего времени.
    Какими были храмы наших предков, можно лишь предполагать. Монголо-татарское нашествие стерло храмы с лица земли – деревянные постройки полыхали в пожарищах. С полным правом можно утверждать, что из пепла город возродила обретенная икона Божьей Матери «Знамение» Курская Коренная. Молва о ее чудесах в XVI веке достигла столицы. Царь Федор Иоаннович повелел в 1597 году принести образ для поклонения в Москву. Тогда же он наряду с указом об устроении монастыря там, где была обретена икона – в Коренной пустыни, повелевает возобновить и древний город Курск. Первая деревянная же церковь Рождества Богородицы в Коренной пустыни была освящена уже в 1617 году.
    Как раньше выглядели монастыри, которыми постепенно обрастала курская земля? До начала XVII века в основном все они были деревянными, огорожены простым плетнем, крыты соломой или дранкой. Это были центры привлечения населения для обживания «московских окраин». Таким образом, монастыри вырастали в «диком поле», а многочисленные льготы по платежам собирали вокруг них новые поселения. Это было что-то вроде натурального хозяйства. Почти все курские монастыри XVI–XVII веков пекли свой хлеб, жили рыбной ловлей, охотой, пчеловодством и скотоводством.
    Были в окрестностях Курска и пещерные монастыри. По одной из версий, пещерные монастыри служили еще и укрытиями в условиях постоянных войн с кочевниками.
    По сведениям, самой древней из сохранившихся, является Троицкая церковь Курского женского монастыря, расположенная на улице Максима Горького. Она была построена в 1631 году. Из сохранившихся построек – главный храм, заложенный в 1695 году. Первыми насельницами монастыря были вдовы и бедные женщины. Селясь рядом с обителью, они постепенно переходили в послушницы.
    Рассказ об истории храмов Курской епархии был проиллюстрирован презентацией и видеоматериалами. Внимание участников и гостей Лектория привлекла книжная выставка «Курск православный» из фондов Асеевки.



       2020    2019   2020    2019   2018    2017    2016     2015     2014    2013    2012    2011