БЕСЕДЫ О ПРАВОСЛАВНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

О НЕОБХОДИМОСТИ, СУЩНОСТИ И НАЧАЛЕ ВОСПИТАНИЯ

     Лучшее наследство, которое могут родители дать своим детям, есть доброе воспитание. Оно имеет гораздо большую ценность, чем все богатства и блага земные. Эту истину хорошо сознавал еще древний мудрец Плутарх и в своей книге о воспитании высказал ее следующими словами: «Ничего нет выше доброго воспитания детей; оно должно быть началом, срединую и концом всех родительских забот. Все блага этой земли обманчивы и случайны, а доброе воспитание есть постоянное, прочное Божественное благо». Воспитание должно состоять не в том только, чтобы искоренять в сердце ребенка все дурное; нет, внимание воспитателей должно быть направляемо и на то, чтобы приучать и упражнять их в добром. Не забывайте же, христианские родители, как необходимо вам насколько можно раньше начинать дело воспитания ваших детей, и пусть те из вас, у которых есть еще и сейчас малютки, постараются осуществить это на деле.

О ВОСПИТАНИИ БЛАГОЧЕСТИЯ,
ИЛИ НАБОЖНОСТИ

     Мы уже знаем, что дети с самого раннего возраста нуждаются в воспитании и главная задача его состоит в искоренении всего дурного и насаждении всего хорошего. Посмотрим теперь с христианской точки зрения и подробнее уясним, с какими именно пороками и недостатками детей мы должны особенно бороться и к каким добродетелям приучить их. По выражению Сираха, начало премудрости – бояться Бога, поэтому первая добродетель, которую родителям нужно насаждать в сердцах детей своих, есть страх Божий, благочестие, набожность. Но почему родители, особенно матери, должны воспитывать детей своих в благочестии и страхе Божием? Потому, что только тогда от взрослого человека можно ожидать благочестия и набожности, когда фундамент, основание этого благочестия заложено в его сердце еще в детстве, когда он с самого раннего возраста приучен был к молитвенным и благочестивым упражнениям. В детях, воспитанных в христианском благочестии и набожности, но впоследствии развратившихся нравственно, очень часто с необыкновенною силою вдруг пробуждается воспоминание о невинной поре их детства. И воспоминание об этих счастливых днях детства нередко снова отвращает от греха и порока и обращает к недрам Небесного Отца. Отсюда ясно видно, какое величайшее для детей счастье, если они имеют благочестивую мать, с самого раннего возраста знакомящую их с верою и благочестием.

ВОСПИТАНИЕ ПРАВДИВОСТИ

     Среди добродетелей, которые насаждать в сердцах детей следует с особенной настойчивостью, важное и коренное значение имеет правдивость, или чувство любви к истине и отвращения ко лжи.
     Чувство истины и стремление к ней прирождено всякому человеку, а следовательно, и дитяти. Правда, наследственным грехом оно ослаблено и помрачено, но отнюдь не погашено и не подавлено совершенно. Чувство истины вложено в сердце дитяти Самим Богом. Человеку остается только соблюсти этот естественный залог, более развить его и укрепить. В смысле ответа на вопрос о том, как воспитать в детях любовь или благоговение к истине, можно указать три главных правила, которыми следует руководствоваться в этом случае.
     Первое из них гласит: учите детей ваших любить истину на религиозном основании, из любви к Богу и повиновения Ему. Дитя должно потому любить истину, правду, что Бог, Который есть вечная и неизменная Истина, хочет, чтобы и мы говорили истину, и потому, что Он ненавидит всякую ложь.
     Второе правило говорит: относитесь к вашим детям с полнейшею откровенностью и искренностью и показывайте, что вы имеете к ним полное доверие. Верьте им на слово до тех пор, пока вы не заметили в них никакой лжи.
     Третье правило гласит: показывайте сами пред детьми вашими любовь к истине и благоговение пред нею и будьте во всех ваших словах и делах правдивы и нелицемерны.

ЗАВИСТЬ

     Очень распространенный между детьми и не менее гордости и скупости опасный порок – это зависть, или недоброжелательство к ближним. Завистливый человек досадует и терзается, когда ближнему его улыбается счастье, и радуется, когда этот терпит неудачи. Омерзительно и возмутительно такое настроение вообще у людей, но в особенности у детей. Посмотрим же, каким образом родители должны подавлять в сердцах детей своих зависть и недоброжелательство. Зависть у детей может обнаруживаться в различных формах. Детей нужно тщательно приучать к тому, чтобы они были довольны тем, что им дают. Если дитя с недовольством отталкивает от себя предлагаемые ему вещи потому только, что и другое получает то же самое, то зависть пустила уже глубокие корни в его сердце и такой поступок требует всегда строгого и чувствительного наказания. Если одно дитя несправедливо жалуется на другое, заведомо ложно обвиняет его с недоброжелательною целью, то его нужно подвергнуть строгому взысканию.
     Родители не должны вызывать зависти у своих детей. Родителям не следует иметь между своими детьми никаких так называемых любимцев; они должны всех любить одинаковою любовью, всех измерять одною меркою; в противном случае они могут возбудить недоброжелательство и зависть в сердцах тех детей, к которым менее будут проявлять любви.

О НЕОБХОДИМОСТИ СОВМЕСТНОГО ВОСПИТАНИЯ СЕМЬИ, ШКОЛЫ И ЦЕРКВИ

     Некоторые родители, искренно сознавая обязанность воспитывать детей в благочестии и страхе Божием и усердно занимаясь этим в ранние годы своих детей, полагают, что с поступлением в школу эта обязанность их прекращается или, вернее, переходит на школьных учителей и законоучителей. Когда дети отданы в школу, всякие религиозные наставления и упражнения должны быть предоставлены воспитателям школы, родители уже свободны от этого, им не остается ничего более, как только требовать, чтобы школьные законоучители вели это дело как следует и в конце концов сделали их детей благочестивыми и благоговейными. Родители с законоучителями должны идти рука о руку и в религиозном обучении, и в руководстве к благочестивой жизни, даже более, они должны вести это дело, законоучители же и учители только помогают им.
     Первое основание, почему родители обязаны учить детей своих религии и воспитывать их в благочестии и во все времена их школьного обучения, и даже по выходе из школы, заключается в том, что дети, по словам блаженного Августина, дарованы Господом родителям и что поэтому они прежде всего и строже всех должны будут дать ответ за их души. Родителям Бог даровал детей, и от них прежде всего Он потребует их обратно. Поэтому они первые и главные воспитатели своих детей, священники же и учители только их помощники в деле этого воспитания. Обязанность родителей воспитывать своих детей в самом важном и главном предмете, именно в благочестии и страхе Божием, не должна прекращаться до тех пор, пока дети находятся под властью родителей. Увещание апостола Павла: Вы, отцы, воспитывайте чад своих в наказании и учении Господнем – приложимо к детям каждого возраста.