ЖИТИЕ И ЧУДЕСА СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕИМОНА

     Святой великомученик и целитель Пантелеимон родился в вифанском городе Никомидия - одном из великолепных древних городов на берегу Пропонтиды. Вифания, где находилась Никомидия, входила в Римскую империю, но была самостоятельной провинцией, управляемой особым проконсулом. Именно здесь, в Вифании, в начале IV века, в годы правления императора Максимиана, развернулись одни из самых страшных гонений на христиан. Жестокосердие и суеверие были господствующими страстями в душе Максимиана. Император усердно поклонялся языческим богам, изучал магию и верил в оракулов. Максимиан приказал разрушать христианские храмы, сжигать богослужебные книги и лишать всех христиан гражданских прав и должностей. Он считал, что уничтожил всех христиан Никомидии, но вскоре узнал, что их еще много, что все они по-прежнему исповедуют свою веру и готовы умереть ха Христа.
     В это страшное время гонений и оказывается во дворце императора юный Пантолеона, ученик придворного врача Евфросина. Отец Пантолеона, Евсторгий, был одним из самых знатных и богатых людей в городе. Он придерживался языческих обычаев и веры. Мать же отрока - святая праведная Еввула - была христианкой, с детства воспитанная в христианской вере. Имя Пантолеон означает «во всем лев», ибо отец предполагал, что сын своим мужеством будет во всем подобен льву. Но в историю Церкви святой великомученик вошел с именем Пантелеимон, что означает «всемилостивый». Мать Пантолеона, Еввула, тайно от мужа воспитывала отрока в христианской вере, научая его познанию Единого Истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, глубоко укоренив в сердце сына любовь к праведной жизни и добрым делам. Господь взял ее к Себе совсем молодой, когда юный Пантолеон еще не смог постигнуть сущности веры и предаться ей всем сердцем.
     Отец Пантолеона, Евсторгий, желая дать своему сыну высшее образование, отдал его в лучшее языческое училище, окончив которое, Пантолеон начал учиться врачебному искусству у знаменитого врача Евфросина. Пантолеон, быстро все схватывающий, способный, вскоре оставил далеко позади себя всех своих сверстников и соучеников, «подобясь, - как пишет Метафраст, первый составитель его жития, - птице быстрокрылой, которая без большого труда легко пролетает повсюду. Был он к тому же добр и мягок нравом, в обхождении и беседах приятен, лицом красив; всем был любезен, всеми почитался как диво».
     Когда Пантолеон был представлен императору Максимиану, тот пожелал видеть отрока у себя. Перед Пантолеоном открывались возможности блестящей придворной жизни. Но Господь готовил ему другую участь. После сожжения Никомидийского собора в живых осталось немного христиан. Среди уцелевших был священномученик Ермолай. Мимо дома, в котором скрывался святой Ермолай, часто проходил юноша - язычник Пантолеон.
     Вот как описывает Метафраст первую встречу юноши со священномучеником Ермолаем:
     «Старец часто видел Пантолеона. По внешнему его виду, поступи, движениям, взору очей старец прозревал внутреннюю работу души юноши. Однажды, когда юноша должен был, как обычно, проходить мимо, Ермолай вышел из дома и, увидев Пантолеона, упросил зайти к себе ненадолго».
     Как в добрую землю, старец стал сеять в сердце юноши семя Божественных словес. Он вливал Божественное миро веры в этот добрый сосуд, говоря: «Поверь мне, добрейший юноша, истину тебе говорю, что Асклипиево, Ипократово и Галиново искусство малозначительно средства, им предлагаемые, не во многом могут помочь употребляющим их; да и самые боги, которых император Максимиан, отец твой и прочие эллины почитают, суть пустые басни, праздное изобретение легких умов. Един же Истинный всесильный Бог – Иисус Христос. Если уверуешь в Него, то одним призыванием Всесвятого имени Его прогонишь всякие болезни». Сладко звучали для Пантолеона эти слова. Он сказал старцу: «Все это я часто слышал от матери своей и нередко видал ее молящейся и призывающей Бога, Которого ты проповедуешь». Каждый день Пантолеон заходил к старцу Ермолаю, долго с ним беседовал и все более и более утверждался в святой вере Христовой. Однажды, возвращаясь от Ермолая пустынной улицей, Пантолеон наткнулся на мертвого ребенка. Он лежал на земле, а возле трупа шевелилась огромная змея. Метафраст пишет: «Страх объял Пантолеона, и он немного отступил назад; придя в себя, подумал: вот верный случай делом удостовериться, воистину ли неложно сказанное старцем Ермолаем. Он воззрел на небо и сказал: «Господи Иисусе Христе, хотя я и недостоин призывать Тебя, но если благоволишь, то буду раб Твой, яви силу Твою и сотвори, да во имя Твое, отроча оживит, ехидна же мертва да будет». И тотчас отрок восстал живым как бы ото сна, а змея пала мертвою.
     Пантолеон стал исцелять больных, нуждающимся давал возможность забывать о своей бедности. Он щедро помогал нищим, излечивая, как написал автор его жития, вместе с ранами и болезнями людей и их нищету. О его щедрости и доброте вскоре стало известно всем жителям Никомидии, и приток больных к Пантолеону увеличился, тем более что он не брал за свое лечение денег.

ЧУДЕСА СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕИМОНА

      Святой великомученик Пантелеимон, словом и делом прославивший Господа при жизни, сугубо прославлен и прославляется Им на небеси и на земли! Ущедрив святого страстотерпца при жизни благодатию неизреченных чудес, всесильный Бог не оставляет прославлять святого великомученика и по смерти, даруя ему силу чудотворения в исцелении различных болезней и скорой помощи всем, которые, в трудных обстоятельствах жизни, прибегают к нему с верою и благоговейным усердием. К сожалению, чудеса эти в свое время не были никем записываемы, и потому у восточных христиан остались о них одни лишь слабые предания. Даже в нашей Русской обители, устроенной издревле во имя святого Пантелеимона на Святой Афонской Горе, не было прежде делаемо записи чудес великого заступника обители, всегда обильно изливаемых им на людей, просивших его святой помощи. Братия обители о некоторых чудесах сохраняли лишь благоговейные воспоминания и , во взаимное назидание и утешение, передавали о них друг другу устно, не считая нужным это записывать, так что одни только хрисовулы, или дарственные грамоты, от разных царей сохранили еще достаточное свидетельство о том, что чудеса от святого великомученика и целителя Пантелеимона всегда струились неистощимым потоком.
      Хрисовулом от июля 1744 года, воевода молдавский, Иоанн Иоаннович Николаи, свидетельствует, что в этом году в Яссах свирепствовала страшная чума и народ падал под этим бичом кары небесной, как колосья под серпом жнеца. Когда же туда принесена была честная глава святого великомученика Пантелеимона и была совершено на площади молебствие с освящением воды, то чудеса пролились бесчисленные (так выражено в хрисовуле); чума прекратилась, и сам господарь получил исцеление. В память этого события и как бы в знак благоговейной благодарности за милость небесного врача воевода даровал сию грамоту, вместе с милостынею, монастырю святого Пантелеимона на Афоне.

БЛАГОДАТНЫЕ ИСЦЕЛЕНИЯ
(Из журнала «Душеполезное чтение». 1879)

     Находившаяся по делам монастырским в Москве, в Никитском монастыре, болгарская монахиня Харитина 1 августа 1879 года заявила о себе следующее:
     «Я (говорим ее словами) минувшим Великим постом, находясь в Петербурге, простудилась, почувствовала сильную головную боль и слабость; испытав безуспешность медицинских пособий, я усердно стала молиться святому великомученику Пантелеимону, прося его помощи, и с верою приложила к больной голове изображение его, отпечатанное на полотне; вечером, не совсем еще заснув, я как бы в забытьи увидела приближающегося ко мне юношу, совершенно похожего как пишется на иконах святой великомученик Пантелеимон, который встал на колени, наклонился к моей постели, держа ящичек, и с ложечки дал мне что-то проглотить; болезнь моя миновала».

ВЕЩИЙ СОН
(Из журнала «Душеполезное чтение». 1879)

     1879 года, августа 12-го, при посещении афонским иеромонахом Арсением игуменьи московского Алексеевского монастыря Антонии, зашел разговор о множестве исцелений, получаемых от святого великомученика Пантелеимона, по вере обращающихся к нему. Находившаяся при этом Е.В. Ушакова, сестра почившего о Господе Преосвященного архиепископа Леонида, высказала чудный, виденный ею в 1862 году сон; по просьбе иеромонаха Арсения она его собственноручно записала.      В 1862 году, в начале Великого поста, тогдашний викарий Московский, епископ Дмитровский Леонид находился в совершенном здравии, и ничто не предвещало в нем болезни. Сестра его Е.В. Ушакова, горячо его любившая, молила беспрестанно и усердно Бога о здравии и сохранении дней своего брата. В одну ночь, после слезной и горячей молитвы о нем, она заснула спокойно, и вдруг была встревожена страшным для нее сновидением. Ей привиделось, что младший брат вошел к ней, бледный и расстроенный, и, сев напротив нее на стул, долго не мог выговорить ни слова и печально на нее смотрел, а она в испуге торопила его говорить. Наконец он сказал: «Одевайся скорее, поедем, владыка наш болен при смерти, и доктора не могут ему помочь». Она громко и отчаянно зарыдала, выбежала с ним из комнаты и села в сани. Была ночь, она видела звездное небо, слышала скрип полозьев и все рыдала и, подняв глаза и руки к звездному небу, молила Господа сжалиться над ними. Она плакала, рыдала и кричала: «Господи, Господи, помоги, помоги!» И увидела возле себя старца согбенного, который отвечал: «Никто, никто помочь не может!» Она опять восклицала: «Неужели никто, неужели точно никто?!» Тогда старец сказал: « Есть одно средство, одно-единственное - заступничество великомученика Пантелеимона, молись ему, он вымолит у Господа исцеление брату твоему». Она проснулась в страхе и трепете, и долго припоминала: «Точно ли здоров владыка?» Первым делом было - отслужить молебен святому Пантелеимону и написать самому владыке все, что она видела, потом говорила она всем знакомым, и все служили молебны, все просили Господа отвратить болезнь и опасность от владыки, но то, чему суждено было исполниться, сбылось. Недели через две, во второй половине поста, владыка сильно занемог, жар, озноб, спазмы груди и другие изнурительные припадки сменялись день и ночь. Доктора, несмотря на все усердие, не могли его исцелить.      Тогда-то полились мольбы святому великомученику; все почитавшие архипастыря вспомнили знаменательный сон и молились - и молитва веры спасла болящего, и Бог восставил его ходатайством святого Своего.