Митрополит Антоний Сурожский.
Проповеди на КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Крещение Господне часто вызывает недоумение: зачем Христу надо было креститься? Ведь Иоанн Креститель, выходя на проповедь, призвал всех каяться в своих грехах, очиститься от всякой скверны, выправить в своей жизни то, что пошло вкривь и вкось, направить всю свою жизнь, и душу, и ум, и волю в действие на поклонение и служение Богу.
Но разве это нужно было Христу? Он же был свободен от греха, Он же был Сам Бог, ставший человеком; зачем же крещение?
Один западный богослов, образованный и тонкий протестантский пастор мне так это объяснил, — и мне его объяснение запало в душу: он говорил, что в рождестве Христове человеческая плоть, человеческая личность Христа как бы пассивна; Он — новорожденный ребенок. И в какой-то момент Он должен как человек взять на Себя то поручение, которое Ему дано Богом и Отцом. В Своем Божестве Он един с волей Отца; но теперь, в Своем человечестве, Своей человеческой волей Он должен соединиться совершенно с волей Божией и начать Свой путь.
И вот Он приходит на Иордан, где Креститель призывает всех погрузиться во иорданские воды, чтобы омыться, очиститься от грехов. И эти воды, образно говоря, теперь из живых, простых вод делаются тем, что русские сказки называют «мертвой водой»: весь человеческий грех, омытый, остаётся в них убийственной тяжестью.
И Христос погружается в эти воды: как чистый, белый лён, как чистая, белая материя погружается в красильне в краску. И Он, Сам по Себе свободный от греха, выходит из этих вод, нося на Себе всю тяжесть человеческого греха. Он погружается не в воды, а в грех, Он погружается не в воды, а в смерть, и выступает из этих вод, готовый к тому, чтобы разделить всю человеческую судьбу: жить и умереть как человек, оставаясь неизменно Живым Богом.
А умереть как человек - это значит не только быть холодным и голодным, уставать и мучиться, это значит в какой-то момент пережить отчуждение от Самого Бога, потерять Бога, как потеряло Бога человечество — и от этого мы все умираем. «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?» — самый страшный крик, который земля когда-либо слышала; Сын Божий, желая до конца разделить судьбу человечества и каждого человека, принимает на Себя эту последнюю обездоленность, потерю Бога, и умирает. И этот путь крестный — крестный путь человека Иисуса Христа, как Его называет апостол Павел — начинается в день Его крещения, когда Он погружается в смерть и грех, оставаясь Сам бессмертным и чистым, но принимая нашу смерть и наш грех, и принося их на Крест в день Великой Пятницы. Аминь.
***
Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды... В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества — но так ярко в Ветхом Завете — мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления. Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений...
И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха — Он, безгрешный.
Этот момент Крещения Господня — один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество — это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.
Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего — и победой над злом. Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.
… Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы — не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.
Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня, великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.
Антоний, митрополит Сурожский (Блум Андрей Борисович)
(1914 - 2003)
Родился в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. Предки по линии отца — выходцы из Шотландии, обосновались в России в петровское время; по матери он в родстве с композитором А.Н. Скрябиным. Раннее детство прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе, в 1923 году осела во Франции.
В 1931 году был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже, и с этих ранних лет неизменно хранил каноническую верность Русской Православной Церкви.
10 сентября 1939 года, перед уходом на фронт хирургом французской армии, тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского) был пострижен 16 апреля 1943 года.
Во время немецкой оккупации — врач в антифашистском подполье.
После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда Экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил (27 октября во иеродиакона, 14 ноября во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Великобританию.
С 1 сентября 1950 года — настоятель храмов св. ап. Филиппа и преп. Сергия в Лондоне; храм св. ап. Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года.
В январе 1953 года был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 года — архимандрита.
30 ноября 1957 года был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе.
В октябре 1962 года назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского Экзархата, Сурожскую епархию, с возведением в сан архиепископа.
С января 1963 года назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе.
27 января 1966 года возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей Экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы.
За годы служения Владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью.
Митрополит Антоний широко известен не только в Великобритании, но и по всему миру как пастырь-проповедник.
В России слово владыки звучало многие десятилетия благодаря религиозным передачам русской службы Би-би-си; его приезды в Россию становились значительным событием, магнитофонные записи и самиздатские сборники его проповедей расходились далеко за пределы Москвы.
Митрополит Антоний скончался от рака 4 августа 2003 года в Лондоне.