КАК МОЛИТЬСЯ СВЯТЫМ АНГЕЛАМ И СВОЕМУ АНГЕЛУ ХРАНИТЕЛЮ

АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ

     Ангел хранитель приставлен к нам Богом, но он не приставник, а друг, он любит нас, мы любимы им. Вот почему, по  благочестивому верованию Церкви, Ангел «плачет», когда мы грешим или гибнем, и он борется за нас и вместе с нами против искушающих нас духов, но только в мире духовном.  Даже в наших земных, человеческих чувствах и отношениях мы самого любимого, самого верного друга, жену, брата, сестру невольно называем своим Ангелом хранителем, чтобы выразить свою любовь к ним и их любовь к нам.
     Ангелы хранители необходимы нам, потому что  «если бы не было Ангелов хранителей и наставников у людей добрых, благочестивых, тогда демоны истребили бы весь род человеческий, - если бы, то есть, Господь попустил им делать что им угодно с людьми: ибо злоба бесов к людям  безмерна и зависть их к человеку не имеет пределов, ибо  человек сотворен по образ Божию и предназначен к наследию вечной жизни на место падших ангелов» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).  

КАК ХРАНЯТ НАС СВЯТЫЕ АНГЕЛЫ

     Невидимо охраняя нас днем и ночью, Ангелы хранители не только наставляют нас на благие дела, но и помогают в них, записывают их на Страшном суде.
Ангелы охраняют людей от разных опасностей, грозящих их жизни.
     Когда многочисленный отряд войска, посланный сирийским царем схватить пророка Елисея, обступил город, где находился пророк, по молитве пророка Елисея у его испуганного ученика отверзлись очи, и он увидел сонмы Ангелов, ополчившихся  вокруг пророка для защиты его.
     Из жития преподобного Кирилла мы можем узнать, что когда преподобный Кирилл строил Белозерский монастырь, жители соседних деревень считали Кирилла великим богачом. Один помещик, собрав всех своих слуг, ночью отправился ограбить Кирилла и монастырь.  Подойдя к ограде, грабители увидели, что около монастыря ходит несметное множество воинов с обнаженными саблями.  До самого утра разбойники дожидались того, что эти воины уснут, но так и не дождались, ушли от стен монастыря. Утром  помещик послал слугу узнать, какой полк стоит в монастыре и долго ли пробудет. Слуга,  возвратясь, сказал помещику, что больше недели не только войска, но даже ни одного богомольца не было в монастыре. Тогда помещик понял, что монастырь охраняют Ангелы Божие, и раскаялся в своем намерении.
Ангелы принимают особое участие в спасении души человека.
     Святой Антоний, пребывая некогда в пустыне, впал в уныние и глубокую тьму помыслов и взывал к Богу: «Господи! Я хочу спастись, а помыслы не дают мне. Что мне делать в моей скорби? Как спастись?».
     И, вскоре встав, Антоний вышел из кельи и вот видит: кто-то, похожий на него самого, сидит и работает, потом отрывается от работы и молится, после опять садится и вьет веревку, далее опять встает на молитву. Это был Ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления Антония. И Ангел сказал вслух ему: «Делай так и спасешься, то есть труд сменяй молитвой и молитву трудом – трудись и молись!».

МОЖНО ЛИ ВИДЕТЬ СВОЕГО АНГЕЛА ХРАНИТЕЛЯ

     Природа Ангелов до конца непостижима нашему земному человеческому разуму. Внимательно и благоговейно читая Священное Писание, мы можем лишь познать достаточно большой ряд свойств их таинственной природы. Образ явления Ангелов – всегда неожиданный и чудесный, - подтверждает их сверхчеловеческую, чисто духовную природу.
     Ангелы часто являлись людям телесно. Хотя Ангелам и не приписывают человеческих черт, они часто принимают образ людей, чаще всего юношей, мальчиков, оставаясь при этом бесплотными и, следовательно, бесполыми.
     В жизнеописаниях святых рассказывается, что многие из них видели Ангелов, плачущих у входа в те дома, где охраняемые ими люди предавались бешенству страстей. Ангелы наставляли на путь тех из подвижников, которые заблуждались; иногда избавляли тех, кто впадал в искушение; иногда, при внезапной беде и грозящей опасности, похищали их, спасая, например, от падающей скалы, или от стрелы, или от брошенного камня. Если враг явно нападал на святых, являлись видимым образом и говорили, что посланы на помощь к ним, и придавали им смелости, отваги бодрости. Если мы не видим своего Ангела хранителя телесно, это не значит, что он не помогает нам и не видит нас. Ангелы помогали не только Иосифу, Елисею и другим святым, боящимся Господа и на Него уповающим, - помощь получали и получают многие, хотя не все при этом сподобляются видений ангельских.
     «Ангелы мира, верные наставники, хранители душ и телес наших – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, - всегда с нами, если мы добровольно не отгоняем их от себя мерзостию плотоугодия, гордости, сомнения, неверия. Как бы чувствуешь, что они покрывают тебя крылами невещественной своей славы, и только не видишь их. Мысли, расположения, слова и дела добрые – от них».
     Духовная помощь от Господа через Ангелов не всегда подается видимо. Чаще она совершается внутри, посредством изменения мыслей и чувств. Но помогая нам невидимо, охраняя чистоту душ наших, Ангелы часто помогают нам и видимо – оберегают  нашу безопасность от врагов видимых и невидимых, от опасностей явных и тайных.
     «Как в видимых явлениях люди нередко принимали святых Ангелов за подобных им людей, так легко может случиться, что и невидимые их действия человек принимает за собственные человеческие или обыкновенные, естественные действия. Случайно ли, например, что среди недоумения или некоего бездействия ума вдруг как молния просияет чистая, святая и спасительная мысль? Что в смятенном или холодном сердце мгновенно водворяется тишина или возгорается небесный пламень любви к Богу? Если всякое явление по роду своему свидетельствует о присутствии действующей силы, то эти внутренние явления нашей души не свидетельствуют ли о присутствии Небесных сил, по человеколюбию роняющих лучи в наш ум и искры в наше сердце? Не действия ли это Ангелов, по изречению пророка Захарии, глаголющих в нас? Как жаль, что мы не замечаем этой ангельской помощи! Ибо, не замечая, не приемлем ее, как должно, и не пользуемся ею; не пользуясь, остаемся неблагодарными и виновными и не приготовляем себя к другим подобным посещениям – и таким образом даже удаляем от себя хранителей наших».
Святитель Филарет, митрополит Московский