Великий город был создан в ХVIII веке на берегах Невы.
«Я была совершенно очарована зданиями Санкт-Петербурга, красивыми палатами, широкими улицами, - писала французская художница Виже Лебрен. Набережная Невы – гранитная, равно как и многих больших каналов, которые прорыты Екатериной II внутри города. По одну сторону реки находятся прекрасные здания Академии художеств. Академии наук и многие другие, которые отражаются в воде. Но за Невой, за крепостью, была другая часть города, куда не заглядывали не только иностранцы, но где редко бывали и сами жители центра. Этот район назывался Петербургской стороной. Это была самая бедная часть столицы. Здесь жили офицеры, солдаты, мелкие чиновники, купцы. Чаще всего улицы названы по фамилиям полковников или богатых домовладельцев – Теряева, Подрезова, Плуталова и др. Есть улица Андрея Петрова. Вдову полковника, придворного певчего Андрея Петрова, имя которого и носит маленькая улочка, еще двести пятьдесят лет назад можно было встретить возле храма святого апостола Матфея или возле рынка. К ней обращаются «Андрей Федорович», она всегда была окружена людьми – рядом с ней несколько десятков женщин. Ее последовательниц; матери подносят детей и, после того как женщина гладит их по головке, отходят, счастливо улыбаясь, или же стоят, слушая, что она говорит. Через два столетия эта женщина будет прославлена в лике святых и весь православный мир станет молиться к ней: «Святая блаженная Ксения, моли Бога о нас!»
Нам ничего не известно о ее родителях и о дате ее рождения. Некоторые исследователи полагают, что год рождения блаженной Ксении – 1731-й. Но мы знаем, что Ксения Григорьевна была хорошо воспитана, в детстве ее обучили грамоте – это делалось в те времена только в семьях дворян или чиновников. Происхождение святой из одной из этих сословий подтверждается и тем, сто Ксения Григорьевна была выдана замуж за полковника, не занималась домашней черновой работой. Ксения Григорьевна вышла замуж, когда ей было уже двадцать два с половиной года. Как рассказывали все знавшие и помнившие блаженную Ксению жители Петербургской стороны, с мужем у нее было родство душ, и родство такое, что один не мог жить без другого. Муж Ксении Григорьевны, Андрей Федорович Петров, пел в придворном хоре Императрицы Елизаветы Петровны. Он был часто занят во дворце: придворные хористы пели не только на церковных службах, но и на театральных представлениях и концертах, в операх, которые тогда были особенно популярны. Ксения Григорьевна заведовала хозяйством. По воспоминаниям, Петровы любили читать духовные книги, помогали бедным, вообще отличались особым милосердием и любовью к ближним. Блаженная Ксения знала, что такое семейное счастье, - может быть, потому так часто и откликается она на наши молитвы к ней о семье, о близких. С 1755 года в Петербурге свирепствовали эпидемические болезни. Андрей Федорович заболел и умер. Перед смертью он сказал: - Служи Господу Богу нашему, славь всеблагое имя Его… Рыдающая Ксения Григорьевна припала к ногам мужа. На другой день Ксению Григорьевну было трудно узнать: за ночь она постарела и поседела. На похоронах мужа Ксения Григорьевна не казалась уже такой убитой, как в первые дни, хотя все видели, что с ней что-то произошло. Она провожала гроб, надев белье, камзол, кафтан, штаны и картуз своего мужа. «Андрей Федорович не умер, - сказала она окружающим. – Умерла Ксения Григорьевна, а Андрей Федорович здесь, перед вами, он жив и будет еще долго жить, будет жить вечно». Ксения Григорьевна передала дом Прасковьи Ивановной Антоновой, жившей в доме Андрея Федоровича на правах домоправительницы, раздарила и раздала имущество. Надев кафтан мужа, Ксения Григорьевна покинула дом. Теперь у нее не было ничего. Она отреклась от всех благ мира, отреклась от званий и богатства и, более того отреклась от себя самой. Она оставила свое имя и, приняв имя супруга, прошла под этим именем весь свой жизненный путь. Она приняла на себя особый подвиг христианского подвижничества – подвиг юродства Христа ради. Тяжелый и великий путь юродства Христа ради, то есть путь полного отрешения от всего земного, человеческого, путь постепенного восхождения от нищеты духа до готовности положить душу свою за други своя, считается одним из величайших подвигов христианского благочестия. И одна из величайших юродивых на Руси – святая блаженная Ксения Петербургская, повторившая в XVIII веке, подвиги древних отцов Церкви. Она познала сама, как непрочен и преходящ земной мир, и в двадцать шесть лет, после счастливой и обеспеченной семейной жизни, отказалась от всего, чтобы окунуться в людское горе. Своей жизнью она показывала, как ничтожно все, к чему мы стремимся.
Мы стремимся разбогатеть и даже молимся об этом, - блаженная Ксения отказалась от денег, имущество раздала нищим; жила как птицы небесные.
Мы любим модную и дорогую одежду, украшения, уют, удобства, - блаженная Ксения зимой и летом ходила в юбке и кофте из простого холста.
Ее называют блаженной, потому что умом она всегда пребывала в Боге, в мире непрестанной молитвы. И начав путь своего нравственного самоусовершенствования с нищеты духа, блаженная Ксения была и плачущей, и жаждущей правды, была и кроткой, и милостивой, была миротворцем и чистой сердцем. И теперь, достигнув Царствования небесного, она зрит славу Господа, но духовно видит и страдания людей на земле. Она видит нашу жизнь и наши дела, знает наши скорби и слышит наши горячие молитвы.
О ПРОЗОРЛИВОСТИ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ
За свое великое смирение, подвиг духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвы блаженная Ксения получила от Бога дар прозорливости.
Однажды блаженная пришла к Параскеве Антоновой, которой она когда-то подарила свой дом, и сказала: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь и не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!» Параскева, всегда верившая словам блаженной, тотчас же поняла, что случилось нечто особенное, и поспешила на Смоленское кладбище. На одной из улиц Васильевского острова, вблизи Смоленского кладбища, Антонова увидала большую толпу. Она подошла и постаралась разузнать, сто случилось. Оказалось, что извозчик сбил с ног беременную женщину, которая тут же, на улице, родила мальчика, а сама скончалась. Сжалившись над ребенком, Параскева Антонова взяла ребенка к себе. Она воспитала его, дала прекрасное образование. Впоследствии он сделался видным чиновником и до самой смерти заботился о своей приемной матери, будучи для нее самым почтительным и горячо любящим сыном.
Встретила блаженная Ксения на улице благочестивую женщину, свою знакомую, остановила ее и, подавая ей медный пятак с изображением всадника, сказала: «Возьми пятак, тут царь на коне; потухнет!» Женщина взяла пятак, попрощалась с Ксенией и, недоумевая, что бы значили эти странные слова, пошла домой. Едва она вошла на свою улицу, как увидела, что ее дом загорелся. Она не успела даже добежать до своего дома, как пламя было потушено. Тут только поняла она, что означали слова блаженной Ксении: «Возьми пятак… потухнет!».
ЧУДЕСА БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ
Чудесный случай молитвенной помощи от блаженной Ксении произошел 24 января 1914 года – в день ее памяти. В этот день с самого раннего утра, едва стало светать, десятки почитателей блаженной Ксении уже направлялись в часовню на Смоленском кладбище. Перед входной дверью в часовню толпы богомольцев выстраивались в очередь длинной вереницей. В часовне неумолкаемо совершались панихиды.
Среди тех, кто ждал очереди, чтобы попасть в часовню, находилась одна больная женщина. Она стояла на двух костылях. Выстояв вместе со всеми очередь, женщина едва смогла из-за тесноты протиснуться внутрь часовни. Ей пришлось еще долго пробираться сквозь плотную толпу к самой могиле блаженной Ксении.
В то время, когда больная наклонилась над могилой, толпа нахлынула так сильно, что женщину сбили с ног. Она, не замечая этого, выронила костыли, упала на землю и со слезами радости припала к могиле. Толпа богомольцев, невольно остановленная в своем движении упавшей женщиной, сильнее и сильнее надвигалась на могилу. Наконец кто-то поднял больную и поставил ее на ноги. Она инстинктивно схватила свои костыли, спешно приложилась к плите над могилой блаженной Ксении, крестясь и плача, вслед за другими вышла из часовни. Тут только она пришла в сознание и поняла, что может идти без костылей. Отбросив костыли, она приникла к стенам часовни, заплакала и так, со слезами, пошла домой.
В октябре 1996 года за святой водой в храм пришла женщина. Она рассказала свою историю. Приехала из Краснодарского края поблагодарить святую Ксению, за молитву ко Спасителю. Эта женщина в прошлом – партийный работник. В Бога не верила. Случилось так, что ее настигла тяжелая болезнь ног. Больничная койка, костыли, несколько операций. Все безрезультатно. Однажды узнала о блаженной Ксении. Прочитала о ее земном житии и случаях молитвенной помощи святой. Больной предложили еще одну операцию. Она не верила, что это поможет, и от операции отказалась. Ночью ей приснился сон: лежит она в больничной палате одна. Входит женщина в белом платке, зеленой кофте и длинной красной юбке. Гостья попросила согласиться на операцию. Больная возражала, но пришедшая уверяла, что сама будет присутствовать на операции. Проснувшись утром, больная долго думала об увиденном и признала в ночной гостье Ксению блаженную. Не обращая внимания на сильную боль в ногах, она поспешила в церковь за советом к священнику. С этого времени ее жизнь изменилась: она обрела веру в Бога. Батюшка, внимательно выслушавший ее рассказ, благословил лечь на очередную операцию. Операция прошла успешно, и после короткого лечения больная оставила костыли и палочку. С великой радостью приехала она в Санкт-Петербург поблагодарить святую блаженную Ксению, помолиться в часовне у святой гробницы.
«Чудеса, которые совершаются в жизни людей по молитвам святых угодников Божиих – блаженной Ксении или других святых, - даются каждому конкретному человеку лично. Даются для того, чтобы укрепилась их вера, для того, чтобы они видели, откуда, по чьим молитвам пришла помощь, благодатная помощь Божия, которую они просили. Если человек, который прочитал о тех или иных чудесах, будет ждать точно таких же чудес в своей жизни, это может привести его на путь неверный. Он может оказаться даже в прелести бесовской. Человек будет искать чудеса и искушаться.
Очень важно, чтобы человек, уповая на помощь Божию, понимал, что она обязательно придет, и шел путем, которым зовет нас Господь, зовут святые, - путем крестного смирения в жизни своей, с принятием тех трудностей, скорбей, болезней как должного, чтобы исправить свою жизнь, чтобы обратиться к покаянию, чтобы найти свой путь в церковь.
Если же человек просто ищет чудес, говорит: «Покажите мне чудеса, и я уверую», - то, как правило, этого не происходит. Это самообольщение. Для того, чтобы воспринять чудеса и чтобы они совершались в вашей жизни, надо просить у Бога веры. Вера первична, а не чудеса. Чудеса укрепляют веру. Если же человек не хочет веровать, он скептически отнесется даже к самым явным чудесам».
Клирик церкви во имя Смоленской
иконы Божией Матери иерей Александр Лесюис