Самостоятельный ребенок, или Воспитание души
Кравцова, Марина Валерьевна.Самостоятельный ребенок, или Воспитание души / Марина Кравцова. - Москва : РИПОЛ классик : ТВЕРДО, 2019. - 302, [1] с. - (Родители рекомендуют!) (Детки и Бог). - Текст : непосредственный.
Об авторе:
Марина Кравцова (1974 – ...) – известный православный публицист. Родилась в г. Щёлково, окончила МГИК. Работала журналистом, редактором, сотрудничала с разными издательствами.
Автор книг «Воспитание детей на примере царственных мучеников» и «Царский венец», «Ангел и мальчик», «Подарки для Христа», «Дети и Бог», «Мысли о детской вере», «Женское одиночество. Может ли оно не быть трагичным?», «Православный взгляд на аномальные явления».
Её повести и рассказы публиковались в сборниках «Царское слово» и «Русское чудо».
Является колумнистом старейшего еженедельного журнала «Огонёк».
Аннотация:
Как воспитать ребёнка послушным и добрым? Как сформировать самостоятельную цельную личность? Как говорить с ребёнком о вере, любви, отношении к жизни как к чуду?
Часто взрослые не знают, как это делать правильно. Опыт православных психологов, мудрость святых и советы современных священников, собранные в книге, помогут вам развить ребёнка гармонично. Вы узнаете, как вести себя с ребёнком разумно, чтобы первый огонёк веры, первое чистое чувство к Богу стало маячком, «просвещающим и освещающим вся».
Книга адресована родителям, педагогам, психологам – всем, чья жизнь связана с детьми.
Отрывок:
Часть первая.
Душа ребёнка.
Дети доверчивы и непосредственны. Их непосредственность – то, что так умиляет взрослых, а порой и заставляет испытывать что-то вроде смутного чувства ностальгии, – первое, что приходит в голову при слове «ребёнок». Непосредственность – это некая беззащитность перед жизнью, перед её жестокой и обманной стороной, это умение воспринимать жизнь напрямую сердцем, душой, открытой всему и всем. Мы произносим: «сохранить детский взгляд на мир», «не утратить детского восприятия жизни». Что стоит за этими словами? Во многом, наверное, то, о чём мы уже говорили, рассуждая о детском ощущении чуда. Это способность принимать в себя жизнь со всеми впечатлениями, что она нам несёт, просто и естественно, по-юному жадно и светло, душой не уставшей, не знающей тяжести, не поражённой накопленными за годами обидами, с желанием узнавать новое, открывать и открывать для себя мир, идти и идти вперед, расти и расти.
... Не эту ли необходимость оставаться ребёнком перед очами Божьими образно проповедовал оптинский старец Нектарий, который держал у себя в келье детские игрушки? Он очень любил их – свою птичку-свистульку, волчок, в которых заставлял играть и взрослых людей, приходивших к нему. Давал им читать и детские книжки. Чекисты, нашедшие немало игрушек при обыске кельи, спросили старца: «Ты что, ребёнок?» И получили ответ: «Да, я ребёнок».
Но тем не менее, воспринимая как важное условие духовного становления необходимость сохранения или возрождения в себе детской чистоты, радости, неутомимости и, главное, любви по отношению к окружающему миру, необходимо уходить от искушения искусственного упрощения. Господь не зря предназначил человеку пройти путь от младенчества до старости, непрестанно возрастая, совершенствуясь, приобретая опыт и мудрость. Пройдя по пути жизни, полному искушений, падений, горечи и страданий, человек, став стариком, вновь возвращается к тому состоянию, когда его уже не трогают большие жизненные проблемы, когда окончена борьба за престиж и личное счастье, когда любимое хобби – например, вышивание или вырезание игрушек из дерева – превращается в творение маленького личного чуда и становится чем-то более важным, чем самая серьёзная работа. Старик – это ребёнок, замкнувший жизненный круг, но это ребёнок, у которого за плечами – опыт, что невозможно отвергнуть. Старик – это мудрый ребёнок. Взрослению нужно учиться. Но нельзя отказываться взрослеть.
Апостола Павла не умиляло слово «младенец». «Когда я был маленьким, – пишет он, – то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а когда стал мужем, то оставил младенческое». «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни». А ведь какое искушение – желание оставить тяжелый путь взросления и духовного возмужания, отвергнув все «взрослое» как «ненужное», «путаное», «лукавое». Подменить жизнь сказкой, мечтаниями, уходом в «мир детства», убегая от «банальностей», а на самом деле – от преодоления реальных проблем. Все верно, сказав про человека: «Он сущий ребёнок!», мы его похвалим. Но когда мы видим, что человек нетвердо стоит на ногах и истинно – младенец по уму, то тут уже вспоминается такое слово как «инфантильность». И это отнюдь не похвала. Инфантильного человека, слабого, с трудом приспосабливающегося к жизни, витающего в облаках тогда, когда необходимо, собрав всю волю, реально взглянув на окружающее и начать действовать, можно жалеть, но им нельзя восхищаться. Так же как нельзя идеализировать детство лишь за то, что оно – детство.
В статье об иконописи «Икона и дети» Виктор Кутковой рассуждает о том, что библейские писатели помнят, что ребёнок – существо, ещё не достигшее полноты развития. Одно дело – святые младенцы и отроки, другое – те дети, которых мы видим сейчас. Поэтому не стоит умиляться детским занятиям иконописью, нынче распространившимся, – например, детям доверяют делать храмовую роспись, проводятся конкурсы на лучшую икону… «Не писали на Святой Руси дети икон – числились только подмастерьями: растирали пигменты, готовили левкас, краски, но самостоятельно иконописью не занимались».
Всё это говорит о том, что есть вещи, для приобщения к которым просто необходимо духовное возмужание. Да и никто не станет спорить с тем, что если нельзя хорошо воспитать ребёнка, совершенно позабыв, каким был в детстве сам, то точно так же невозможно это сделать, оставаясь «младенцем по уму», забыв повзрослеть для роли родителя. Ностальгия по детству, так часто воспеваемая как нечто безусловно светлое и хорошее, порою носит болезненный характер.
Например, известная песня Аллы Пугачевой «Куда уходит детство?» – об этом. Это пронзительная тоска о своём ребячестве, которая вызывает сострадание. Но не сопереживание у человека, который хочет жить здесь и сейчас, не уходя в прошлое, не прячась в нем от мира «взрослости», который почему-то стал вдруг тяжёл непосильно. «И зимой, и летом небывалых ждать чудес будет детство где-то, но не здесь». Но почему же не здесь? Кто мешает нам не просто ждать здесь этих небывалых чудес, но и творить их по мере сил? Кто мешает создавать своими руками Преображение? И если это почему-то не получается, то, наверное, не «взрослость» свою надо отвергать, а преодолевать усталость и стремиться к возрождению. Побороть уныние и действительно взять у детства самые яркие и сияющие краски, которые могли бы расцветить наше взрослое бытие. И тогда мы станем детьми. Но и останемся взрослыми, не отвергнув тех даров, которые послал нам Господь в нашем взрослении. И тогда мы будем удивляться и радоваться этому удивлению. И нас не будет смущать нынешняя непостижимость для нас тайны детской души.