Основание семейной жизни: размышления и советы архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Иоанн (Крестьянкин, Иван Михайлович ; архимандрит ; 1910-2006). Основание семейной жизни : размышления и советы архимандрита Иоанна (Крестьянкина) / составитель Анастасия Горюнова. - Печоры : Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь : Вольный Странник, 2021. - 267, [4] с. : ил., портр. - Текст : непосредственный.
Об авторе:
Архимандрит Иоанн (в миру Иван Михайлович Крестьянкин; 11 апреля 1910, Орёл — 5 февраля 2006, Псково-Печерский монастырь) — священнослужитель Русской Православной Церкви, архимандрит. Один из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви в конце XX — начале XXI веков.
Был восьмым, самым младшим ребёнком в семье. После окончания школы обучался на бухгалтерских курсах. Несколько лет работал по специальности, но был уволен. В военные годы из-за близорукости Крестьянкин был освобождён от службы.
В 1945 году был посвящён в священника. В то время он учился в Московской духовной академии и вёл активную проповедническую деятельность.
В 1950 году был арестован советскими властями за своё пастырское служение и приговорён к семи годам исправительно-трудовых лагерей. Он был освобождён в 1955 году.
В 1966 году принял монашество в Сухуми. С 1967 года и до смерти в 2006 году архимандрит Иоанн жил в Псково-Печерском монастыре.
Был духовным отцом и исповедником многих православных прихожан, давая религиозные наставления и руководство по различным аспектам веры и христианской жизни в Православной Церкви.
Аннотация:
Вступая в брак, каждый человек мечтает о счастливой семье, строит самые радужные планы. Почему же нередко счастье разбивается о быт, о житейские невзгоды, о непонимание?
Эта книга составлена из советов старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) о том, на каком основании возможно построить и сохранить семью, чтобы совместная жизнь мужчины и женщины, и вместе с ними – их детей, была счастливой и привела в Царствие Небесное.
Отрывок:
Счастье или страдание?
О том, как строить отношения. Из проповедей архимандрита Иоанна
О любви
Из слова в Неделю 19-ю по Пятидесятнице
Мы, безусловно, способны отвечать любовью на любовь любящих нас, любить некоторых из своих друзей, можем полюбить и благодетелей, можем полюбить и за пристрастие свое к красоте, к проявлению таланта, за страсти, которым привержены мы сами. Но как полюбить своих недоброжелателей… "или тех, о ком сказано враги человеку домашние его (Мф. 10, 36)"? При нашем малодушии это кажется невозможным. И бунтует дух наш, бунтует до отвержения самой заповеди Божией.
Довольствуясь малым, мы любим любящих нас, любим нужных нам людей и отказываемся от понятия о любви, данного нам Богом. А при серьезном воззрении на наши отношения со всеми, оказывается, что любим-то мы себя. Эгоизм и самость, самоутверждение и самодовольство властвуют над людьми, а возрастают они на страстях.
И противление человечества заповеди Божией породило в мире множество видимостей любви, любви-суррогата, когда вместо самоотречения в душах наших прижилось и властвует самоутверждение. Сколько же примеров, дорогие мои, видим мы сейчас вокруг себя такой не жизнеспособной любви, когда добрые отношения, называемые любовью, в одночасье рушатся и переходят в отношения неприязни и полного разрыва даже и в семьях наших. И это явное свидетельство о том, что в наших добрых отношениях нет подлинной христианской любви. В наше время слово «любовь» перестало быть делом любви. И беззаконие в мире возрастает и ширится; и пророчество Господне: за умножение беззакония оскудеет любовь (см. Мф. 24, 12) близко к исполнению.
А в Евангелии Господь развенчивает всякие подделки выдуманной человеком любви, называя носителей такой любви грешниками. Если любите любящих вас… делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за это благодарность? Ибо и грешники то же делают (см. Лк. 6, 32–33). Путь любви совсем другой, и Господь даёт нам и указание, как исполнить её на деле самой своей жизнью. Понимание истинной, подлинной любви по Богу, любви Божией: любите врагов ваших и благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая… и будете сынами Всевышняго (см. Лк. 6, 27–35). Кажется, так просто, так мало требуется от нас, чтобы стать наследником Божия обетования. «Но», это постоянное «но». А дальше помыслы и мыслишки, что я приобрету и что потеряю? Какое соотношение: обретение Царства Небесного или земного кратковременного довольства. Так предаётся нами любовь Божия.
Дорогие мои, надо нам всем учиться вполне доверять Богу, у Него не бывает неправды человеческой, у Него не бывает ошибок. Он есть Любовь, только Любовь к миру, к Своему творению. Пока ещё Господь терпеливо ждёт нашего сыновнего отношения к Себе. Мы знаем Его слова: Сыне, дай Мне твоё сердце (см. Притч. 23, 26), а смысл их такой: доверься без раздумий и колебаний, иди ко Мне по водам бушующего житейского моря. Отец земной не медлит со своей помощью сыну и дщери плачущим, не замедлит и Господь Отец наш Небесный прийти к заблуждающимся и блудным детям Своим.
Будем учиться любви Божией, и начнём с того, что будем учиться снисходить к ошибкам и заблуждениям ближних, будем жалостью покрывать всё то, что сегодня коробит наши души, научимся сострадать страдающим не только телесными болезнями, но и душевными, а в со-страдании уже начинает проявляться любовь. Так полюбим любовь в Божественном её понимании, сначала она будет нам и в нас отзываться страданием, но когда мы явим верность в этих страданиях, в душах наших она расцветет благоуханной благодатью Царства Небесного уже здесь на земле.